12 сентября в пресс-центре ТАСС в Москве состоялась дискуссия «Искусственный интеллект в вузах: этические дилеммы и практические решения». Свой взгляд на вопрос наряду с другими спикерами представила генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева.
В ходе дискуссии были рассмотрены практики и преимущества использования искусственного интеллекта, а также риски, которые сопряжены с внедрением новых технологий. Профессор Российской экономической школы Иван Стельмах подчеркнул необходимость изучения цифровых инструментов. Главное — так настроить процессы образования, чтобы у учащихся была правильная мотивация. Например, сохранить точки контроля, которые можно пройти лишь самому, без участия нейросетей.
По его мнению, в последние несколько лет порог входа в сферу информационных технологий существенно снизился: «Даже школьники старших классов могут понять основные принципы машинного обучения и работы нейросетей и начать их применять для решения очень интересных и практикоориентированных задач. Сегодня искусственный интеллект проникает в самые разные сферы, и его необходимо изучать как технологию и использовать как инструмент».
Дарья Козлова, директор Яндекс Образования: «Использование искусственного интеллекта открывает новые возможности для тех, кто учится. Мы в Яндекс Образовании используем генеративные модели в разных продуктах: например, в тренажере для подготовки к ЕГЭ по информатике и в курсах Яндекс Практикума. При этом нейросети не дают готовых ответов, а помогают разобраться в задаче и прийти к верному решению и, что не менее важно, позволяют выбрать оптимальный для конкретного школьника или студента уровень сложности.
На примере наших продуктов мы видим, что учащиеся используют GPT-модели, чтобы задать уточняющий вопрос, проверить код, подискутировать или развить ход размышления. Интеграция ИИ в образовательный процесс — это путь к персонализованному обучению, учитывающему индивидуальную траекторию учащегося».
Проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин рассказал о Кодексе этики в сфере ИИ, который принял вуз. Он отметил, что технологию стоит рассматривать как современный инструмент, которым можно и нужно пользоваться в сфере образования. Именно поэтому сегодня появляются курсы по применению генеративных моделей в предметных областях.
Сергей Рощин: «В высшем образовании много вопросов, которые требуют дополнительного обсуждения и если не регулирования, то кодификации. Однако проблема искусственного интеллекта – это не проблема студентов и школьников. Это проблема учителей и преподавателей, которые пока чуть меньше погружаются в информационные технологии».
Директор Школы перспективных исследований ТюмГУ Андрей Щербенок отметил, что искусственный интеллект может быть не только помощником для школьников и студентов, но и для преподавателей. «Если у нас есть хороший профессор, который понимает, что студентам надо работать, демонстрировать свои знания, применять, а он должен давать им <…> фидбэк, но у него не хватает времени, то искусственный интеллект поможет ему это сделать. И хороший профессор, который просто перегружен, станет лучше работать, потому что для этого добавится еще ИИ», - сказал Щербенок.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко привел интересную статистику. Данные опросов показывают, что ИИ сейчас применяет приблизительно половина преподавателей, почти все первокурсники и 60% студентов четвертых курсов в вузе. Но не все, кто пробует это делать, уверены в результате.
Игорь Реморенко: «Этическая проблема здесь не одна. Понимая, что этими инструментами все активно пользуются, почему-то мы продолжаем систему оценки строить так, как будто этого нет. Какой смысл давать какие-то испытания или задания, ограничив применение технологий, которые обычно используются в жизни?».
Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева рассказала о цифровизации некоммерческих организаций. Этому как раз был посвящен недавний дайджест Центра развития филантропии Фонда. Исследование показало, что пока в третьем секторе использование информационных технологий часто ограничивается наличием сайта и социальных сетей. Внедрение более сложных технологий требует дополнительных ресурсов, которые у НКО не всегда есть, однако интерес к теме заметен. Фонд также стремится интегрировать в свою деятельность современные технологии. Например, с 2013 года работает онлайн-система управления грантами, призванная сделать конкурсный процесс максимально эффективным.
Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева: «Непосредственно тему искусственного интеллекта мы для себя подняли в прошлом году, когда разрешили использовать его при написании заявок в конкурсах Стипендиальной программы. Этой возможностью воспользовались 18 человек из нескольких тысяч заявителей: 17 студентов и один преподаватель. Студенты рассказали, что прибегли к ИИ для редактуры текста. Мы планируем продолжать эту практику и даже готовим вместе с ИТМО курс по использованию искусственного интеллекта для преподавателей с возможностью масштабирования на другие программы».