Одной из ключевых тем на конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего» стала мотивация и запросы тех, кто выбирает такую форму обучения. Зачем люди идут в магистратуру, каких знаний и навыков от нее хотят, каким видят идеального преподавателя и свое будущее после обучения? На эти вопросы ответили сами студенты и выпускники магистратуры в ходе специальной сессии.
Как выяснилось, причины, побуждающие абитуриентов поступать в магистратуру, достаточно разные. Кого-то просто уговорили родственники. Кто-то еще в бакалавриате нацелился на научную карьеру, которая невозможна без последовательного прохождения всех ступеней высшего образования.
Жители дальних окраин рассматривают магистратуру в том числе как мостик в крупные города – сначала в региональные центры, далее в Москву и Санкт-Петербург. Но пространственная мобильность ограничивается финансовыми возможностями человека. Не все вузы могут предоставить магистрантам стипендии, размер которых позволяет думать об учебе, а не о том, как свести концы с концами.
Распространенное мнение, что юноши идут в магистратуру, чтобы избежать армии, тоже не лишено основания. Но далеко не всегда этот фактор является определяющим. Талантливым выпускникам бакалавриата работодатели сами предлагают различные варианты избавления от военной службы.
Еще одна популярная причина – желание продлить студенческие годы или углубить знания, полученные в бакалавриате. Некоторые участники панели, напротив, успели поработать по первой специальности и решили скорректировать свой профессиональный трек, получить знания и навыки в другой области.
В целом магистратура положительно влияет на развитие карьеры, считают молодые люди. В частности, диплом магистра сам по себе позволяет претендовать на ряд должностей, недоступных бакалаврам. Но еще ценнее возможность стажировок, как в российских, так и в международных компаниях. Магистранты рассчитывают в ходе обучения наработать портфель реальных проектов с реальными компаниями в разных сферах. Наличие конкретных практических кейсов, компетенций и навыков в определенной области зачастую для работодателя важнее, чем дипломы, отмечали участники дискуссии.
Компании конкурируют с университетами и готовы брать не только бакалавров, но даже вчерашних школьников с определенными базовыми навыками (например, знанием английского языка и основных компьютерных программ) и дальше обучать их под себя. И вопрос не в том, что считать за полное высшее образование, а в том, дает ли магистратура что-то новое по сравнению с бакалавриатом. Для многих студентов ответ не очевиден, поскольку предметы и преподаватели зачастую одни и те же.
По мнению магистрантов, в России все еще недостаточно гибкости в университетском образовании. Они хотели бы в процессе обучения использовать большее число форматов, в том числе оналайн-платформ, а также, обучаясь в магистратуре одного направления, брать курсы с другого.
С точки зрения студентов, идеальный преподаватель в магистратуре – это человек, который идет рядом, но на шаг впереди. Он должен быть не столько ментором, сколько коллегой, партнером, который открыт для общения, и не просто диктует материал, но и реагирует на замечания учащихся. При этом все-таки важно умение донести знания. Также желательно, чтобы этот человек обладал практическими навыками, собственным опытом работы в том направлении, которое изучается в магистерской программе.
Поскольку гибкость – одно из ключевых требований к современной магистратуре, преподаватель закономерно не должен быть ретроградом. Магистранты хотят видеть на этом месте человека, который сам постоянно развивается, ищет новую информацию по своему предмету и приносит ее на кафедру. Лучшие курсы – те, что не соответствуют плану, отмечали некоторые выступавшие. Они также обратили внимание на проблему взаимопонимания поколений во многих российских вузах, где средний возраст преподавательского состава – 60+.
Большинство из участников панели – стипендиаты Фонда Потанина. Они отметили, что в России практически нет других более или менее крупных фондов, которые поддерживали бы студентов, давая им возможность заниматься исследованиями, а не поиском подработок. Помимо денег стипендиальные программы Фонда Потанина дают также знакомство с интересными людьми и возможность участия в различных проектах с привлечением опытных профессионалов.
Пытаясь в заключение разговора определить одним словом, что такое магистратура, ее студенты и выпускники отметили, что это возможность еще немного поучиться, сменить карьерную траекторию или накопить опыт работы в выбранной сфере для будущего карьерного роста, углубить свои знания и выиграть время, чтобы точно определиться, чем хочешь заниматься дальше.