На конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего» были представлены результаты первого этапа социологического исследования «Рождение российской магистратуры». Проект инициирован весной 2018 года Институтом образования НИУ ВШЭ и поддержан Фондом Потанина.
Задача – определить место российской магистратуры в системе высшего образования, изучить процесс ее становления и трансформации, влияние на рынок труда, а также образовательные траектории российских студентов. В рамках исследования было опрошено 500 преподавателей, 1750 студентов бакалавриата и 1500 магистрантов в 25 вузах из разных регионов страны.
Тенденции развития российской магистратуры
В начале круглого стола советник ректора НИУ ВШЭ Александра Серова обрисовала исторический контекст и современные тренды развития магистратуры в России.
Впервые магистерская степень была введена еще в 1803 году, наряду со степенями кандидата и доктора наук. В постсоветской России магистерские программы и так называемые «магистерские университеты» стали появляться еще в 90-х гг. ХХ века. В 2003 году страна присоединилась к Болонскому процессу. Переходный период продлился до 2010 года, после чего прием в российскую магистратуру по российским магистерским программам стал обязательным.
Три названные исторические линии и сегодня задают тенденции развития. Первая: магистратура как продолжение бакалавариата, в результате чего получается полное высшее образование, равное специалитету. Вторая: магистратура как часть пути к академической карьере. Третья: магистратура как своего рода практика, получение конкретных навыков для определенной профессии.
Отсюда возникает четыре основных типа трендов, которые любопытно исследовать. Первый – «исторически сложилось», восприятие диплома магистра как ученой степени. Второй связан с советско-российской спецификой, когда государство очень сильно определяет и задает образовательную повестку. Если бы сейчас не было прямого указания от государства, многие вузы не развивали бы магистерские программы. Третий и четвертый тип трендов связаны с глобальными вызовами, которые возникают перед российским образованием и рынком труда
«До сих пор в России не устоялось единое мнение о том, что же такое магистратура. Мы решаем: это степень или квалификация, основное или дополнительное образование, или непрерывное, но тогда в какую сторону – в сторону аспирантуры или профессии», - сказала эксперт.
Среди других интересных для анализа направлений она отметила оптимизацию магистерских программ по срокам и формам реализации, а также вопрос о том, стоит ли делать их под заказ (государства, бизнеса, конкретных людей).
Эксперт также привела данные исследования ВШЭ от 2017 года, согласно которым подавляющее число российских магистрантов обучаются в Москве и Санкт-Петербурге. При этом университеты, которые раньше были чисто магистерскими, постепенно расширяют свой профиль, добавляют бакалавриат, а чисто магистерскими становятся вузы с очень небольшим (менее сотни) общим числом студентов. В то же время в университетах, где количество магистрантов измеряется тысячами, они составляют от четверти до трети всех учащихся. Это говорит о том, что магистратура сейчас не может быть оторвана от общей системы образования и жить в каких-то особых условиях.
Ситуация в регионах
Исследования, проведенные участниками проекта из регионов, показали, что среди причин поступления в магистратуру на первом месте стоит самореализация и расширение знаний. Также отмечается большой спрос на программы, ориентированные на получение практических навыков. При выборе вуза абитуриенты ориентируются на его близость к дому, репутацию и наличие сильных преподавателей.
Большинство студентов не видят разницы между бакалавриатом и магистратурой в их влиянии на карьерную траекторию, хотя есть и те, кто приходит именно за дипломом, чтобы занять определенную должность.
Чем дальше от столиц, тем больше в магистратуре людей взрослых, с опытом работы. Как правило, они стремятся поступать по тому направлению, по которому уже учились ранее. То есть, магистратура рассматривается не как возможность получения новой профессии, а как дополнительное образование по уже имеющейся специальности. В то же время запрос на получение другой профессии очень заметен у заочников, число которых последние несколько лет растет.
Мобильность студентов
Заведующая кафедрой общей и социальной подготовки Тюменского госуниверситета Ирина Емельянова представила анализ мобильности студентов. Это качество они сами оценивают как одно из важнейших для успешной самореализации и в профессиональном, и в социальном плане. В то же время система сопровождения мобильности на данный момент отстает от запросов учащихся.
В частности, нет механизмов учета сроков семестра и промежуточной аттестации в России и за рубежом (это приводит к возникновению задолженности у студента) и включения результатов обучения в заграничных вузах в диплом о высшем образовании. Отсутствует персональная ответственность за перезачет учебных дисциплин.
На этом фоне внутренняя студенческая мобильность в России намного опережает внешнюю, международную. Преобладающей формой является участие в конференциях в других российских вузах – 51%. На аналогичные мероприятия в заграничные учреждения выезжает лишь 2% российских студентов. Еще по 5% проходят там стажировку или обучение в течение как минимум одного семестра. Стажировку в других российских вузах проходят 4%, а вот обучение – 14%. В совместных проектах с другими российскими вузами участвует 15%, с зарубежными – 4%.
Магистратура: взгляд работодателя
Гульшат Суханова из Института образования НИУ ВШЭ исследовала отношение работодателей к диплому магистра и выяснила, что большинство из них (56%) не согласны с тем, что бакалавриат дает неоконченное высшее образование. Поддерживают это утверждение 27%. Еще 17% затруднились с ответом.
Включая требование о наличии высшего образования в текст вакансии, 62% компаний подразумевают диплом бакалавра, 30% - диплом специалиста и только 8% - диплом магистра. Вместе с тем, всего 29% организаций не имеют в своем штатном расписании должностей, требующих наличия магистерской степени.
85% работодателей заявили, что уровень полученного высшего образования не влияет на стартовую должность и оклад при приеме на работу.
53% респондентов считают переход России на двухуровневую систему высшего образования неудачной или, как минимум, сомнительной реформой. Противоположной точки зрения придерживаются 47%.